Какие бывают фотоаппараты. Помощь в выборе фотокамеры.

Разнообразие видов современных фотокамер сильно велико, что сразу разобраться в нем весьма сложно даже самому искушенному человеку. Даже, несмотря на то, что на прилавке большинство камер выглядят одинаково, их возможности могут сильно отличаться. Жаль, но без скучной теории здесь никак не обойтись, особенно если вы планируете удачно купить камеру среднего и высшего ценового диапазона.

Как устроен цифровой фотоаппарат?

Каждая цифровая фотокамера состоит из объектива – комплекта линз, которые формируют изображение, светочувствительной матрицы, которая снимок переводит в электронный вид и специального процессора, который записывает изображение в виде файла.

Эти 3 компонента необходимы для получения качественной картинки, правда,  главнее всего матрица. Главный её параметр – это физический размер, который редко не указывается для дешевых фотокамер, однако является основным из факторов при выборе. На 2 месте стоит оптика. Даже полупрофессиональные и компактные фотоаппараты, могут комплектоваться посредственным, или качественным объективом. Электроника или «мозги» фотоаппарата. Чем более камера компактная, тем большее для этих «мозгов» находится область деятельности. И, правда, современные процессоры в состоянии хорошо удалять шумы, делать картинку насыщеннее и ярче. Но если мы хотим получить хорошие фотографии, то качество оптики и размер матрицы должно быть приоритетным во время выбора.

Термины, характеристики и понятия

Вплоть до 80-х годов XX века фотография была уделом энтузиастов и профессионалов. Потом появилась более доступная автоматика, и уже вначале 90-х почти в каждой семье появилась «мыльница» – самый простой автоматический пленочный фотоаппарат. Еще через 10 лет каждый любитель, подсобрав денег, мог себе купить профессиональную цифровую фотокамеру.

В результате это привело к тому, что фотокамера начала рассматривается как бытовая техника, а большинство снимков делались только для того, чтобы просто зафиксировать событие. Спустя пару лет произошло некоторое «возвращение к корням», и фотография стала считаться искусством и требовала определенных навыков. Даже недорогие фотоаппараты получили разнообразные творческие режимы и ручные настройки.

Матрица. Главным ее параметром является физический размер. У серьезных камер он обычно обозначается в миллиметрах, например, 24 х 36 или 16 х 24 мм. Фотокамеры компактные, как правило, имеют обозначение сенсора в виде диагонали, выраженной в дюймах. Например, 12.3” – это 6.17 x 4.55 мм. Чем больше матрица при других равных – тем лучше. Большая матрица дает более четкую картинку, менее шумную, а также позволит лучше размыть задний план при портретных фотографиях.

Разрешение матрицы, которое выражается в мегапикселях, говорит нам о размере файла, который будет записан на карту памяти. Чем меньше матрица, тем менее четкой при прочих равных будет картинка. Например, на 16-мегапиксельной матрице можно наблюдать четкость, для которой хватило бы и 6 мегапикселей. Итак, если речь идет о выборе между 2 камер – не обращайте внимание на мегапиксели, а выбираете где крупнее матрица.

Экспозамер – это электронное устройство, определяющее, сколько света попадает на матрицу, и настраивает необходимые параметры экспозиции в фотоаппарате, чтобы снимок получился не пересвеченным и не темным. Правильность его работы можно понять, только имея фотоаппарат на руках и снимая в условиях низкой освещенности. 

Диапазон ISO и чувствительность– это количество света, требующего матрице для получения картинки заданной яркости. Чем больше значение ISO, тем меньше выдержка для получения картинки хорошей яркости, а значит, меньше вероятность появление некачественных смазанных снимков. Но чем больше значение ISO, тем больше шума появляется на картинке.

Если сенсор небольшой, ему редко доступны значения ISO более 800. В то же время камеры с сенсорами APS-C обычно неплохо снимают при ISO 1600, а отдельные экземпляры – и ISO 3200.

Фокусное расстояние в миллиметрах – это характеристика объектива, показывающая какой по размеру объект (с одинакового расстояния съемки) поместится на снимке. Фокусное расстояние для достижения одинакового угла зрения у объективов зависит от размера матрицы фотоаппарата, для сравнения объективов их фокусные расстояния приводят к 35 мм эквиваленту. Кроп-фактор — коэффициент, на который нужно умножать эквивалентное фокусное расстояние, чтобы получить реальное.

Объективам типа «рыбий глаз» присущи фокусные расстояния до 14 мм, они захватывают панораму до 180 градусов, но дают своеобразные искажения. С помощью них можно снимать в основном открытые пространства. Широкоугольными называются объективы с эквивалентными фокусными расстояниями до 28 мм. Они идеально подходят для съемки архитектуры и пейзажей, правда, не так хороши в области портретов, где работают лучше всего объективы на 50-85 мм. Для интересных портретов необходим телеобъектив, эквивалентное фокусное расстояние которого равно 100 мм или больше.

Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости на фото. Это можно применять для создания портретов на дешевых компактных камерах, делая максимальное оптическое приближение.

Трансфокатор и диапазон приближений. Большая часть полупрофессиональных и компактных камер имеют объективы с зумом, т.е. приближением. Трансфокатором называется устройство, которое меняет приближение, а значит и фокусное расстояние. Самые хорошие объективы вообще имеют только 1 фокусное расстояние и называются фиксами. Обычно зумы и фиксы с маленьким диапазоном являются более светосильными.

Диафрагма – это специально установленное устройство в объективе, которое регулирует количество проходящего через него света, меняя размер отверстия. Светосила объектива — это самое минимальное значение шага диафрагмы, на которое она может открыться. Чем меньше эта цифра – тем больше светосила. Сделать снимок с красиво размытым фоном можно максимально открыв диафрагму, или используя максимально доступное фокусное расстояние, либо используя максимально светосильный объектив.

Смартфоны и камерафоны

За несколько последних лет уровень развития модулей камер для смартфонов достиг очень высокой планки, что компактные недорогие фотоаппараты (до 100$). Такие аппараты, как Samsung Galaxy S III, iPhone 5, iPhone 4S, Nokia 808 PureView и Nokia 920 Lumia позволяют делать снимки, которые можно легко печатать даже в формате 20 х 30. 

Компактные камеры

К компактам относят камеры, которые имеют несъемные объективы и небольшие матрицы (ее максимальный размер около 12.3”), обычно очень небольших габаритов. Могут встречаться модели устройств, которые предназначены только для автоматической съемки и фотоаппараты, позволяющие применять творческие режимы.

Обычно такие фотоаппараты имеют зум-объективы с диапазоном фокусных расстояний от 28 до 70-150 мм в «пленочном» эквиваленте. Они хорошо подходят для пейзажей и портретов, но запечатлеть, например, с близкого расстояния высокое здание на такой объектив не получится. Такие объективы чаще всего «темные», т.е. имеют маленькую светосилу, что вместе с небольшой матрицей дает скромные результаты при фотографировании в условиях искусственного освещения или в сумеречной съемке.

Отдельный класс компактов представляют собой водонепроницаемые защищенные камеры. Если вы планируете провести отпуск у водоема и не желаете расставаться с фотокамерой даже под водой, то такой вариант специально для вас. Конечно, для серьезной подводной фотоохоты понадобится специальный бокс и зеркальная камера.

Ультразумы

Такие камеры от компактов отличаются очень большим диапазоном фокусных расстояний, более внушительными габаритами. Идея ультразума заключается в том, чтобы максимально приблизить объект и удобно захватить для стабильного удержания камеры.

Но основным подводным камнем у таких фотоаппаратов является матрица, размеры которой редко превышают 12.3”. Помимо этого, нельзя создать объектив, одинаково хорошо работающий и на 24-28 мм и на 400 мм. Обычно за большую цифру оптического увеличения приходится расплачиваться нечетким снимком и, опять же, небольшой светосилой.

Стоит разумно использовать такой мощный инструмент – не применять больших увеличений в условиях, когда освещенность далека от максимума, а также обращать внимание на модели, в которых упор сделан на качество матрицы, а не цифры на корпусе вроде 25х или 30х.

Полупрофессиональные камеры

В такую категорию попадают компактные камеры, выделяющиеся среди собратьев матрицей большого размера, резким и светосильным объективом и наличием ряда таких возможностей, которые можно найти в профессиональной технике. Конечно, это сильно сказывается на цене (стоимость их начинается от 400$  и выше). Они предназначены для тех, кого не устраивают результаты обычной «мыльницы», и нет желания покупать большую камеру, и потом возиться с аксессуарами и объективами и т.д.

Матрицы у таких фотоаппаратов, как правило, находятся в диапазоне от 11.7” до 1”, они обладают улучшенной цветопередачей, достаточно малошумящие. Объективы на широком угле имеют светосилу выше, чем f/2.8, часто даже f/2.0 и f/1.4 и обладают очень хорошей резкостью.

Главным атрибутом полупрофессиональной камеры считаются ручные режимы, обозначаемые как ASM: выдержки или задание обоих параметров вручную, приоритет диафрагмы. Такие камеры позволяют записывать на карту памяти как обработанный процессором фотоаппарата JPEG-файл, но и «сырой», снятый прямо с матрицы RAW-файл, который потом можно с  большим успехом обработать на компьютере, например, заметно уменьшив количество шума или улучшив цвета.

Беззеркальные камеры

Возможность настоящей профессиональной съемки в современных камерах обеспечивается способностью менять объектив. Бывает так, что объектив, который был выпущен 40-60 лет назад, до сих пор радует глаз особой, уникальной и пластичной картинкой, а прикрутить его можно только к камерам со сменной оптикой. Такие камеры бывают беззеркальными и зеркальными.

Беззеркальные камеры сейчас являются самым быстрорастущим сегментом рынка и самым перспективным фотоаппаратом для новичка. Отличаются они от полупрофессиональной камеры 2 ключевыми особенностями – большим размером матрицы и возможностью смены объектива. Первое, впрочем, встречается не у всех устройств, беззеркальные камеры Nikon 1 J2 и Pentax Q имеют матрицы такого же размера, что и в компактах, но это скорее исключение.

Беззеркальные камеры обладают 2 важными преимуществами профессиональной техники – по-настоящему качественной матрицей и возможностью установить практически любую оптику.

Зеркальные камеры

Раньше единственным способом сделать качественную картинку можно было только при помощи зеркальной камеры. Сейчас же хорошие фотографии позволяют сделать и беззеркальные, и полупрофессиональные камеры, поэтому «зеркалки» берут другим – эргономикой, скоростью, возможностью работы в совсем сложных условиях освещенности и различными профессиональными опциями.

От беззеркальной камеры зеркальная отличается наличием зеркала. Расположено оно между объективом и сенсором и отражает свет в видоискатель. Датчики обеспечивают зеркальным камерам по сравнению с другими типами фотоаппаратов самую быструю фокусировку. В некоторых камерах уже утрачена функция отражения света в оптический видоискатель. Правда, сейчас появились первые беззеркальные камеры имеющую встроенную в матрицу датчиками фазового автофокуса. Получается так, что идет сильное сближение этих классов устройств, и, может получиться так, что зеркало рано или поздно перестанет быть главным атрибутом «профессиональности» техники.

Эргономика зеркальных камер сильно приспособлена для долгой работы, их весьма удобно держать, оптимально расположены все органы управления. Качество объективов очень высокое. Но за это приходится платить немалыми весом и габаритами.

Фотоаппараты