Мотоблок является универсальным мобильным энергетическим средством на базе одноосного шасси, к которому можно дополнительно навесить оборудование.
Мотоблок – это многофункциональное устройство, выполняющее следующие работы: вспашка, культивирование, рыхление, окучивание, уборка картофеля, уничтожение сорняков, а также перевозка грузов, кошение травы, уборка снега, подметание и многое другое.
Основные характеристики
Мотоблок состоит из двигателя, механизма сцепления, трансмиссии и рукояток управления. Дополнительно устройство оснащено самоходными пневматическими колесами с приводом от двигателя – вал отбора мощности, на который навешивают практически все современное сменное рабочее оборудование.
Мотоблок имеет несколько скоростей – две скорости «назад» и одна «вперед».
Подробнее о составных частях:
— двигатель. Бывает электрическим, бензиновым и дизельным. В большинстве моделей используется бензиновый двигатель. Из-за ограничения по мощности электрический редко используется. Дизельный тоже, из-за высокой стоимости в сравнении с бензиновыми вариантами;
— сцепление. Это узел или механизм, с помощью которого к трансмиссии и рабочим органам устройства можно подключить/отключить двигатель. Существуют следующие типы сцеплений – однодисковое, многодисковое, ременное и коническая муфта;
— трансмиссия – это узел или совокупность узлов, с помощью которых от двигателя передается вращение на колеса и рабочий орган. Существует несколько видов трансмиссии:
— зубчато-червячные используются в легких мотоблоках. Состоят из 2 редукторов – нижний червячный, верхний – зубчатый. Сцепление – центробежная муфта. Иногда обладают валом или шкивом отбора мощности;
— ременно-зубчато-цепные чаще всего используются в устройствах средней мощности. Через ремень на входной вал редуктора передается вращение двигателя. Исполнительный инструмент получает вращающий момент через цепь. Ременная передача выполняет роль сцепления. Для отбора мощности используется шкив с дополнительной канавкой;
— зубчатые трансмиссии используются на тяжелых моноблоках. Состоят из конических и зубчатых цилиндрических передач. Мотоблоки с такой трансмиссией имеют несколько скоростей, вал отбора мощностей и муфту сцепления с отдельным органом управления.
Навесное и прицепное оборудование
Для культивирования почвы необходимы культиваторные фрезы. Для вспашки – плуг отвальный. Этим плугом можно закапывать картошку во время посадки и осенью и во время уборки её выкапывать. Плуг откидывает пласт почвы в одну сторону, поэтому после вспашки борозды идет холостой ход.
Оборотный плуг исключает холостой ход мотоблока. Имеет 2 лемеха. В прямом направлении работает 1 лемех (только правый), а левый при обратном направлении.
Роторный плуг выполняет практически такие же функции, что и отвальный плуг. Для осуществления работы необходимо вращательное движение. Присоединение происходит к валу отбора мощности.
Плуг-окучник представлен в виде плуга с 2-сторонним лемехом, который опрокидывает почву сразу на 2 стороны, создавая борозду. Такой плуг используется во время посадки овощей. Другое предназначение – окучивание картофеля.
Борона используется для измельчения комков почвы, которые образовываются во время культивирования, пахоты и для выравнивания обработанного участка. Во время боронования возвышенности сдвигаются и засыпают углубления, тем самым выравнивая поверхности участка. Боронование необходимо для разрушения земельной корки, уничтожения сорняков и предохранения почвы от высыхания. В продаже встречаются сетчатые, дисковые и зубовые бороны.
Картофелекопалка используется для механизированного выкапывания картошки из почвы.
Это основное навесное оборудование для уборки урожая и обработки почвы. Существует большое разнообразие различного навесного оборудования, которые созданы специально для обработки почвы, и используются совместно с мотоблоком для выполнения других работ – снегоуборщики, косилки, бульдозерные ножи, прицепы грузовые, прицепы-адаптеры (с сиденьем), мотопомпы и электрогенераторы.
Чтобы во время вспашки пневматические колеса не пробуксовывали, используются следующие приспособления – стальные колеса, цепи противоскольжения для колес, грунтозацепы и грузы утяжелители.
Технические характеристики
Мотоблоки средней категории обладают следующими особенностями:
— мощность – 4-15 л.с;
— объем топливного бака – 3-6.5 л;
— рабочая ширина – 43-130см;
— рабочая глубина – 15-35 см;
— количество скоростей – минимальное две вперед и одна назад, максимальное шесть вперед и две назад;
— вес – 65-230 кг;
— гарантия – 2, 3 года.
Выбор мотоблока
Перед приобретением, в первую очередь стоит определиться с площадью участка, которую необходимо обрабатывать. Соответственно, если большая площадь, то и устройство должно быть мощным.
Для участка до 20 соток достаточно мотоблока мощностью 3,5 л.с и шириной захвата в 60 см, до 60 соток – мощностью 4 л.с., шириной захвата 80 см, до 1 гектара – мощностью 6 л.с., шириной захвата 90 см, до 4 гектаров – мощностью 9 л.с., шириной захвата 100 см.
Если почва тяжелая, то тоже отдавайте предпочтение устройствам с большой мощностью.
Уточните у продавца самые основные параметры мотоблока – вес, марка бензина, расход бензина, навесное оборудование, входящее в комплект, срок гарантии и сервисный центр.