Как правильно выбрать объектив?

Для владельцев любой камеры со сменной оптикой наступает такой момент, когда необходимо менять объектив. В таком огромном ассортименте предложений очень тяжело сориентироваться, главное, определиться, какой именно объектив вам необходим.

Обычное знакомство с системной камерой начинается с применением комплектного объектива или так называемого «кита». Правда через некоторое время его начинает «не хватать». То в кадр не помещается большое здание, то не хватает приближения, когда снимаешь удаленный объект.

Светосила и фокусное расстояние

Все объективы характеризуются 2 главными параметрами – светосилой и фокусным расстоянием.

Фокусное расстояние – это характеристика объектива, показывающая какой по размеру объект (с одинакового расстояния съемки) сможет поместиться на снимке. Для достижения одного и того же угла зрения фокусное расстояние у объективов зависит от размера матрицы камеры, чтобы сравнить объективы их фокусные расстояния приводят к 35 мм эквиваленту. Коэффициент, на который необходимо умножать эквивалентно фокусному расстоянию и называется кроп-фактор.  

По фокусным расстояниям выделяют следующие типы объективов (в 35 мм эквиваленте):

  • до 14 мм – «рыбий глаз» – такой вариант объективов захватывают панораму до 180 градусов, правда, дают специфические искажения.
  • до 28 мм – называются широкоугольными объективы с эквивалентными фокусными расстояниями до 28 мм. Они идеально подходят для съемки архитектуры и пейзажей.
  • до 85 мм – нормальные или стандартные объективы. Идеально подходят для большинства видов съемки, т.к. перспектива сильно близка к тому, как человеческий глаз воспринимает картинку. Область 50-85 мм идеально подходит для портретов.
  • 100 мм или больше – телеобъективы. Часто область «портретников» продляют в этот диапазон, до 135 мм.

Фиксы и зумы

Существуют объективы 2 основных типов – с трансфокатором (зумы) с и постоянным фокусным расстоянием (фиксы). В первом случае фотограф имеет возможность изменять фокусное расстояние, чтобы изменить глубину резко изображаемого пространства или добиться определенного кадрирования.

При других равных фиксы имеют более высокую светосилу и оптическое качество, более интересный рисунок, но отсутствует гибкость зума. Конечно, это не аксиома, и есть немало отличных объективов среди зумов, как и среди фиксов – посредственных.

Система и байонет

Перед тем, как покупать объектив, вам нужно запомнить, к какой системе относится ваш фотоаппарат. Любой большой производитель имеет собственную систему, которая часто включает в себя несколько байонетов. Внутри одной системы объективы для разных байонетов могут быть совершенно несовместимы. Например, байонеты Canon EF-M (у беззеркальных) и EF-S (у зеркальных камер) между собой несовместимы.

Иногда бывает так, что современный байонет позволяет устанавливать старые объективы, правда с некоторыми ограничениями. К примеру, зеркальные камеры компании Sony с байонетом Sony Alpha совместимы с объективами для байонета Minolta A, а зеркалки Samsung – с объективами Pentax.

В продаже также имеются кросс-системные переходники для любой комбинации объектив-фотоаппарат. Но, как правило, в них не функционирует автоматическая фокусировка.  

Почему объективы так отличаются по цене?

Помимо светосилы, которая во многом определяет стоимость объективов, имеется большой ряд других факторов. Поэтому вроде, как и одинаковые объективы у 2 компаний могут по цене отличаться в несколько раз.

К таким факторам относятся:

  • разнообразные по скорости моторы фокусировки. Не имеют своего мотора самые простые объективы, они используют привод-отвертку самой камеры;
  • использование различного по качеству стекла, а также особенных оптических элементов (например, с низкой дисперсией или асферических);
  • стабилизация изображения;
  • общая эстетика получаемого рисунка, картинки.


Конечно, свой вклад вносит и бренд. К крупным знаменитым брендам относят объективы Nikon, Canon, Sony, Pentax, Carl Zeiss. Затем следуют Tamron, Sigma и Tokina, и последний эшелон – это корейцы и китайцы Rokinon, Samyang, Fujian и другие. Такое деление неабсолютное и от цены сильно зависит– дорогой и качественный штатный объектив Sigma будет намного лучше кита Canon.

Основные виды объективов

Объектив типа fish-eye («рыбий глаз»)

Такой объектив имеет фокусное расстояние в диапазоне 8-14 мм (редко чуть меньше или больше) и в 180 градусов охватывает угол обзора. В зависимости от того, захватывает ли он полностью полусферу, либо только по диагонали угол обзора составляет 180 градусов, выделяют диагональные либо циркулярные «фишаи».

Очень ограниченное применение имеют циркулярные «фишаи», и, скорее всего, в месяц больше нескольких кадров с их помощью вы не захотите сделать. А вот диагональный «фишай» можно использовать его в самых различных ситуациях.

Если горизонт расположен чуть ниже или выше середины кадра, он получается характерная «улыбка».  

Такие искажения на определенном рельефе далеко не сразу заметны. В таком варианте «фишай» может заменить широкоугольный объектив.

«Фишаи» с автофокусом известных брендов очень дорого стоят. Для такого типа объективов автофокус совсем не обязателен – ведь просто огромна глубина резко изображаемого пространства. Поэтому можно спокойно брать относительно недорогие варианты с ручной фокусировкой, к примеру, корейский Samyang.

Широкоугольный объектив

В основном они используются в пейзажной съемке. 

Бывают полезны и для создания жанрового портрета, а также когда необходимо в тесном пространстве в кадр вместить максимум объектов, к примеру, при съемке в автомобиле или в квартире. 

Здесь уже приходится тяжелее без автофокуса, если необходимо быстро снимать. В такой категории варианты, как с переменным, так и с фиксированным фокусным расстоянием стоят от 600 $ у брендов среднего эшелона и более 1000$ у брендов 1 величины.

Стандартный объектив

Смысл замены стандартного китового объектива на более продвинутый приводит к тому, чтобы пользователь смог получить более высокую резкость, светосилу и скорость работы.  

Стандартные зум-объективы с типичным диапазоном фокусных расстояний от 17-18 мм до 50-70 мм стоят уже от 300-400$. Уже по сравнению с китом можно заметить улучшение, пусть и не сильно значительное, но зато сразу по всем параметрам. Очень хороши объективы с постоянной светосилой, чаще всего можно встретить вариант 17(18)-50 мм f/2.8.

Самый популярный фикс «полтинник» – 50 мм – в самом обыкновенном варианте можно приобрести меньше чем за 200$ практически для любой системы. Качество портретов и рисунок заметно возрастет. 

Многие фотографы используют всего два, три фикса на наиболее комфортные им фокусные расстояния стандартного диапазона, а зумы применяют для репортажа или в поездках. Стоимость светосильного фикса может быть больше несколько тысяч долларов.

Телеобъектив

Основная сфера применения «телевиков» – съемка с дальней точки и репортаж, фотоохота. За счет сжатой перспективы также довольно интересным являются портреты с «телевиков». 

Работать без автофокуса с телеобъективом очень сложно, поэтому сильно сэкономить, приобретая неавтофокусную оптику, конечно, можно, но только при постановочной съемке можно рассчитывать на удачные кадры.

Тревел-зумы

К сожалению, но не всегда имеется возможность с собой возить несколько объективов, добиваясь оптимальной картинки постоянно меняя их. Здесь на помощь приходят так тревел-зумы – объективы путешественников. Они перекрывают очень большой диапазон фокусных расстояний – обычно от 18 до 200 мм. 

Применение старых объективов с ручной фокусировкой

По карману не всегда получается приобрести новый автофокусный объектив с нужными параметрами. Правда при наличии в продаже огромного количества переходников любому фотографу доступен большой парк оптики, которая выпущена за последние 50 лет различными фирмами (советские не исключение). Такие объективы не имеют автофокуса, вручную также придется выставлять и диафрагму, а во время съемки понадобится часто учитывать поправку экспозиции. Но взамен мы получаем хорошее оптическое качество, очень интересный рисунок и высокую светосилу за часть той цены, которую необходимо было бы отдать за новый автофокусный объектив. 

Советский Гелиос-44 52 мм f/2 — хороший пример такого объектива. При стоимости в 30 $ за товар в состоянии «практически как новый» его вполне можно сравнить по параметрам с автофокусным «полтинником» за 150 $. 

Помимо объективов с классическим расположением области резко изображаемого пространства параллельно кадру имеются так называемые объективы со смещенной областью фокусировки, или tilt-shift. Особенность их заключается в том, что фотолюбитель может не только контролировать фокусировку по оси «ближе-дальше», но и в пределах одной плоскости, что создает очень интересный эффект.Продукция Lensbaby является наиболее популярными объективами такого типа.

С помощью специальных переходников в tilt-shift объектив можно превратить и любой обычный объектив, например, старый советский М42 с резьбой. При такой съемке художественный эффект очень необычный, правда злоупотребление им очень быстро приедается.

Заключение

Как видим, удачный и качественный объектив позволяет добиваться лучшего результата и сильно облегчает работу. Но в конечном итоге такой результат в большей степени все равно зависит от фотографа.

Объективы