Устроить вечный холод в машине позволит автомобильный холодильник, ведь для сохранения свежести продуктов в транспортном средстве понадобятся изотермические сумки и контейнеры, встраиваемые и переносные автомобильные холодильники и низкотемпературные камеры (морозильники).
Во время движения автомобиля работа автохолодильника происходит от бортовой сети постоянного тока 24 или 24 Вт, а когда машина не движется, то через преобразователь напряжения от сети переменного тока 220 В или другого источника энергии. Все устройства обладают достаточно высокой прочностью при ударных нагрузках и вибрациях.
Виды автомобильных холодильников
Контейнеры и изотермические контейнеры применяются для кратковременного хранения замороженных и охлажденных продуктов, например, при доставке продуктов с магазина до дома. Для сохранения горячих жидких и холодных блюд используют изотермические емкости-термосы (фляги, бидоны), которые изготовлены из экологически чистых материалов. До десяти часов в изотермической фляге напиток с кубиками льда останется холодным, а предварительно разогретые напитки сохраняются горячими на протяжении восьми часов.
Изотермический контейнер с холодильным агрегатом превращается в автохолодильник, позволяющий сильно расширить сроки хранения продуктов. Изготавливают такие холодильники в виде отдельностоящих переносных моделей, так и специально для монтирования в различные ниши. Например, на легковых автомобилях их встраивают в ниши между сиденьями и в подлокотники, в автобусах в ниши, непригодные для транспортировки пассажиров.
На автохолодильнике должно стоять защитное устройство, контролирующее предельно допустимую разрядку аккумуляторной батареи. Устройство информирует о времени отключения от бортовой сети, чтобы не появились проблемы с запуском двигателя.
Автохолодильники имеют абсорбционное, термоэлектрическое и компрессорное охлаждение. Устройства небольшой емкости используют термоэлектрический способ охлаждения, как правило с 2 режимами — подогрев и охлаждение. Более емкие автохолодильники обладают абсорбционным охлаждением. Компрессорный способ охлаждения редко используется на автомобильном транспорте, так как умеют высокую чувствительность к ударным нагрузкам и вибрациям, правда являются самыми экономичными по энергопотреблению (особенно мини-холодильники, в виде ларчиков). Менее экономичными считаются абсорбированные, и еще менее — термоэлектрические.
Термоэлектрические модели не имеют хладагента и движущих частей. Они полностью экологически безопасны. Благодаря термоэлементам происходит охлаждение камеры. Состоят они из набора термоэлектрических полупроводниковых пластин. Одни пластины расположены внутри камеры холодильника для авто, а другие снаружи. В процессе охлаждения происходит охлаждение внутренних частей пластин, и нагрев наружных. Недостатком такого вида является медленный набор температуры. Перед тем как продукты положить в такой холодильник, их необходимо предварительно охладить в домашнем холодильнике или с помощью аккумулятора холода охладить камеру термоэлектрического холодильника. Использовать лед для охлаждения не желательно, так как талая вода вызовет коррозию металлических частей.
Данный тип холодильников представлен в виде ларей, отдельно стоящих тумбочек, шкафчиков с возможностью встраивания в различные ниши. Для самого эффективного использования общего объема все рабочие элементы встраивают в крышу ларчика или дверцу шкафчика. Легко открывающаяся крышка обеспечит пользователю удобный доступ к продуктам.
При температуре окружающей среды около 25 градусов, в режиме максимального холода температура в камере составляет около 3 градусов. Некоторые модели обеспечивают температуру в -3 градуса, что достаточно для сохранения свежести продуктов. В режиме подогрева температура может достигать 70 градусов. Такой температуры хватит для подогрева пищи.
Дешевые модели чаще всего работают только в режиме охлаждения и только от ботовой сети. Термоэлектрические холодильники-подогреватели пищи в большинстве случаев используют водители дальнобойщики или водители на различных других видах транспорта при длительных рейсах.
Емкость автохолодильников составляет от 0,5 до 49 л. Устройство с минимальным объемом охлаждает баночку с напитком, контейнер с лекарством, бутылочку с детским питанием и т.д.
Работа абсорбционных холодильников происходит на водоаммиачном растворе. Циркуляция хладагента происходит за счет подогрева водоаммиачной смеси от газового или электрического нагревателя и абсорбции аммиака водой. Способность работать на газообразном или жидком топливе и без электричества является основным преимуществом данного способа охлаждения. К недостаткам относится повышенная чувствительность к сильным наклонам во время работы.
Бюджетные модели работают на постоянном токе в 12 или 24В. Дорогие модели — комбинированные электро-газовые могут работать на переменном и постоянно токе, а также на сжиженном газе (бутан, пропан). Модели на газе имеют электрический или ручной розжиг. 5-литрового газового баллона хватит непрерывную работу около 10 дней.
Емкость абсорбционных автохолодильников составляет от 24 до 140 л. Встраиваемые модели с 1 или 2 дверцами устанавливают на междугородные, представительские и туристические автобусы, и вахтовые автобусы и специальные фургоны, на яхты, грузовики и ЖД вагонах.
В компрессорных моделях охлаждение продуктов происходит за счет циркуляции хладагента. Емкость таких холодильников составляет от 18 до 220 литров.
Холодильники-морозильники автоматически поддерживают выбранную температуру в диапазоне от – 18 до +4 градусов, что позволяет сохранить длительную свежесть охлажденных или замороженных продуктов. Такой тип холодильников устойчив к вибрациям и при наклонах в 30 градусов сохраняют работоспособность. После отключения электропитания температура сохраняется на протяжении 6 часов.