Как выбрать автоакустику?

Автомобильную акустику можно разделить на 2 типа – компонентную и коаксиальную. Коаксиальная представлена в виде нескольких акустических головок, расположенных на одном корпусе динамика. Обычно, один из них низкочастотный, а остальные высокочастотные. Основные достоинства такой автоакустики заключаются в низкой стоимости и простоте установки. Минусы – качество звучания не сильно хорошее и отсутствие возможности настройки взаимного расположения динамиков.

Компонентная акустика обычно состоит из пары динамиков  — 1 низкочастотного (отвечающего за воспроизведение низкочастотной составляющей) и твитера  — для воспроизведения высокочастотного сигнала. Для разделения частот между динамиками в комплекте также может быть кроссовер. Стоить такая автоакустика будет дороже и установка достаточно сложная.

Виды автоакустики

Для создания наилучшего звучания существуют высоко-, средне – и высокочастотные динамики для воспроизведения соответствующих диапазонов. 

Если нет желания менять интерьер салона или тратить лишние деньги на установку, то наилучшим вариантом станет установка динамиков в штатные места. Во время выбора стоит учитывать размеры, чтобы во время установки автоакустика прекрасно подходила.

Диаметр диффузора – основной габаритный параметр динамика. Измерение происходит в дюймах. Слишком большие модели не стоит использовать в качестве среднечастотных, вполне будет достаточно головок размером 3-5 дюймов, для низкочастотных – 5-6 дюймов.

Далее определяемся с количеством полос. Двухполосная система подразумевает подключение 2 твитеров и низкочастотных динамиков, в трехполосной уже необходимо шесть динамиков (2 твитера и по 2 низкочастотных и среднечастотных динамика). Каждый динамик играет свой более узкий диапазон, тем самым уменьшаются искажения.

Если вы решили, что коаксиальная акустика вас не устраивает, то следует остановиться на двухполосной системе.

Тыловая акустика служит для поддержания звуковой картины пассажирам, сидящим на передних сиденьях. Многие заблуждаются, когда думают, что сзади автомобиля должна быть установлена мощная полноразмерная акустика, воспроизводящая весь слышимый звуковой сигнал. Среднечастотная часть сигнала, отраженная от различных предметов доходит до слушателя размытой. В сравнении с фронтальным общий уровень сигнала уменьшен на 18-24 дБ. Поэтому тыловая часть звукового сигнала должна быть добавкой к фронтальному излучению и не являться самостоятельным источником звука.

Установка автоакустики

Установка низко и среднечастотных динамиков происходит на передних дверях авто. Штатные места довольно сильно ограничивают выбор автомобильной акустики, использование подиума решает данную проблему. Подиум – кольцевая приставка для динамиков, крепление которой происходит к корпусу двери. Подиумы позволяют изменять направленность динамиков, тем самым создавая правильную звуковую сцену. Изготавливают подиумы определенной высоты, чтобы магниты звуковых головок не выступали с внутренней части двери и не мешали механизму опускания стекла. А жесткость каркаса позволяет надежно закрепить динамик к двери. Минусы заключаются в дополнительных тратах на перетягивание обшивки и изготовлении подиумов.

Важно знать, что излучение громкоговорителя происходит не только в сторону слушателя, а так во внутреннюю часть двери, что в свою очередь может вызвать нежелательные резонансы и призвуки. Для устранения всего этого необходимо потратиться на специальные звуковибрационные материалы, которыми стоит обработать внутреннюю часть дверей.

Боковые панели – еще одно распространенное место для размещения динамиков. Иначе их называют кик-панели. Они имеют маленький объем, который не позволяет добиться хорошего баса.  Конечно, можно выполнить установку непосредственно в приборную панель, правда, из-за негерметичности внутреннего объема происходит акустическое короткое замыкание.

Наилучшим местом установки высокочастотных динамиков являются приборная панель, лобовые стойки или в передних дверях в уголках заглушки зеркал.

Для качественного звучания важно чтобы было хорошее воспроизведение низких частот. Для таких целей и предназначен сабвуфер, который представлен в виде отдельной акустической системы для воспроизведения низких частот  (20-100Гц). Т.к. человеческих слух практически не способен распознать направление низкочастотных волн, расположить сабвуфер можно в различных местах в автомобиле.

Сабвуфер

Для воспроизведения низких частот сабвуфер помещают в акустическое оформление, которе может быть представлено в виде бесконечного экрана, фазоинвертора и закрытого ящика. Бесконечный экран подразумевает, что волны тыловой и фронтальной части динамика будут разделены бесконечно большим экраном. Такой экран представлен достаточно большим корпусом, в котором упругость воздуха значительно меньше упругости подвеса диффузора. Основные преимущества такого оформления – натуральность баса и простота установки. Правда пользователю придется за это расплачиваться не сильно высоким уровнем звукового давления, а изменяя свободный объем багажника еще и  различным воспроизведением композиций.

Закрытый ящик – самый простой тип акустического оформления. Колебания, которые излучаются тыловой частью, находятся в замкнутом пространстве, в результате чего они гасятся, переходя в тепло. Чтобы улучшить затухание волн, корпус внутри покрывают звукопоглощающим материалом. Невзирая на простоту, данный тип акустического оформления имеет ряд достоинств – простота в расчете и изготовлении; снижение вероятного механического повреждения в экстремальных работах; при правильно рассчитанном закрытом корпусе имеет отличные импульсивные характеристики. Данный вариант станет прекрасным выбором для тех, кто любит блюз или джаз, в которых необходима качественная передача низких частот. Минус – низкий КПД.

Фазоинвертор по внешнему виду напоминает закрытый ящик, который не полностью герметичен. Внутренний объем воздуха связан с внешним пространством с помощью специального тоннеля, обычной прямоугольной или круглой формы. Данная конструкция использует энергию от тыльной стороны диффузора, тем самым волны излучаемые фазоинвертором и диффузором находятся в одинаковой фазе. Данный эффект достигается в узком диапазоне частот, но коэффициент полезного действия в нем значительно увеличивается. Основное преимущество — излучение фазоинвертора увеличивает звуковое давление всей конструкции в два раза, низкий уровень искажается из-за незначительного хода диффузора, а также сравнивая с закрытым ящиком, здесь более низкая частота воспроизведения.

Недостаток – большой объем корпуса, сложность расчета и вероятность появления на больших уровнях звука аэродинамических шумов, возникающих на выходе порта из-за завихрения воздуха. Во время определения акустического оформления необходимо учитывать, что для определенного типа стоит выбирать динамик с определенными характеристиками.

Корпусные сабвуферы разделяются на пассивные и активные. Активные, в отличие от пассивных,  имеют встроенные в корпус кроссовер и усилитель, остается только подключить источник питания и цепи входного сигнала. Стоимость такого варианта невысокая, установка очень простая, единственный недостаток — низкое качество компонентов, которые влияют на качество звука.

Автоакустика