Как выбрать аудиосистему для дома

В этой статье хотелось бы не спорить о форматах, брендах, не называть какой производитель лучше или хуже, а преподнести некую концепцию, благодаря которой читающий сможет задуматься и, возможно, впоследствии — услышать...

Люди увлеченные, так называемые «аудиофилы», возможно поспорят или расставят приоритеты по другому. Но в отношении звука это можно наблюдать при общении с рядовыми продавцами-консультантами аудиотехники, с людьми, которые уже что-то приобрели. Каждый хвалит свое и вряд ли признает ошибки — таков уж человек. Вот одно из мнений, а лучше сказать: «посыл для медведей и ушей».

Прогресс оставил немного позади разговоры о частотах, коэффициентах шума и даже выходной мощности. Современная аппаратура воспроизводит в полном диапазоне слышимых частот, практически «не шумит» и обладает достаточной мощностью. При всем этом, люди не думают об искажениях и естественности звучания. Часто ли мы бываем на живых концертах любимых исполнителей, тех которых с удовольствием слушаем дома? Откуда в нашей голове информация, как должен звучать тот или иной голос, инструмент. Чаще мы знаем об этом так, как «рассказывает» нам та или иная аудиоаппаратура.

Как поступает основная масса людей, которые выбирают для дома стерео или систему домашнего кинотеатра? Большинство склоняются к варианту «все из одной коробки». Вариант, который сейчас используется даже производителями дорогой, «аудиофильской» аппаратуры. Это связано с рынком, конкуренцией и другими денежными вопросами. Человек сегодня практичен, прагматичен, избалован, лишен времени. Желание поскорее «закрыть проблему» берет верх над более глубоком изучении вопроса. И что мы получаем сателлиты из сомнительного дерева, сабвуфер со встроенным усилителем, все это соединено проводами «аля резинки от трусов». Но все это блестит и красиво смотрится, то есть радует глаз.

А что же со звуком? Чаще это какофония звуков, состоящая из набора «верхов и низов». Причем «верхи» — плывут, а «низы» — бубнят. Все это очень далеко от целостной картины и больше похоже на кашу при наличии гитарных рифов и «топот слонов» при прослушивании электронной музыки. Если рассматривать музыку богатую «живыми» инструментами, красивым вокалом, то такой комплект вряд ли сможет передать то, что хотели сказать исполнители и авторы. Многие инструменты и человеческий голос находятся в диапазоне средних частот. Как раз в дешевой аппаратуре «середина» — это больное место.

Как появился сабвуфер? Было замечено, что стереоэффект проявляется в средних и высоких частотах, и практически не ощутим в «низах». Причем воспроизведение низкочастотным громкоговорителем связанно с большой динамикой, что создает помехи работе не таких подвижных средне- и высокочастотных динамиков. Вот и появилась большая и шумная коробочка, чаще со встроенным усилителем. Но на самом деле сабвуфер может только испортить стерео прослушивание, он может разрушить целостность картины звука. Мало кто займется поиском места для сабвуфера, постоянно передвигая его и вслушиваясь в результат. Он может быть необходим, чтобы при просмотре фильма подчеркнуть тот или иной эффект. Чтобы сердце екнуло в нужный момент. Но если внимательно прислушаться — сабвуфер играет вместе с вашими шкафами, дверями и оконными рамами, что создает неповторимый низкочастотный оркестр.

Попробуем уйти от частот и мощностей. Закроем глаза при прослушивании и увидим исполнителя. Представим сцену. Почувствуем «воздух» звука. Ощутим то, что при громкости выше средней, мы находимся в гармонии и отдыхаем. Если не получается, тогда идем дальше. 

Оставим вариант «все в одной коробке» и попробуем собрать систему из отдельных элементов. Источник сигнала (CD, DVD — проигрыватель), усилитель (стерео или многоканальный AV-ресивер), акустическая система, кабельное хозяйство, элементы развязки и т.д. Следует вспомнить мудрую фразу, сказанную одним из талантливых разработчиков известной компании: «ваша система хороша настолько, насколько хорош самый слабый ее элемент». О чем это говорит? В вашей системе все элементы должны быть одного класса.

Если у вас есть склонность к прослушиванию музыки, вспомните, что до сих пор производятся именно CD-проигрыватели. А если нет возможности покупать несколько устройств, хотя бы приобретите DVD-проигрыватель какого-нибудь «музыкального» бренда. Возможно, вы возомнили себя гурманом и заявили: «никакой цифры, только старый добрый винил». Но помните, что современный виниловый проигрыватель, все его «прибабахи» да и сами пластинки — это очень дорогое удовольствие и относится к категории идейной «аудиофилии». Сотня всех ваших старых модернизированных проигрывателей 80-х годов не будут стоить и одной современной иглы.

Далее по схеме. Для кого-то будет сюрпризом, что стоимость соединительных проводов должна быть не менее 10% от стоимости системы. Это устройства, на которые никто не обращает особого внимания, но которые играют большую роль в формировании звуковой сцены. Не нужно заблуждаться и думать, что чем толще кабель — тем он лучше. При увеличении сечения и изоляции, возрастает емкость провода, которая в итоге накапливает энергию и начинает красить звук. Результат: звонкие «высокие», бубнящий бас. 

Инженеры давно бьются над преодолением емкостных и индуктивных составляющих в сопротивлении провода передаче сигналу, применяя различные сложные схематики и материалы. Та же проблема с разъемами. Вывод: приобретайте межблочные и акустические провода более-менее известных брендов. Как узнать: соответствующие журналы, интернет, продвинутые в этом вопросе знакомые.

Чем усиливать? Как правило, хочется качественно стерео послушать и кино в многоканальном режиме посмотреть. Это практически не возможно. Нужно искать золотую середину. Например, купить приличный стерео усилитель и недорогой многоканальный AV-ресивер, подключая фронтальную акустику к первому, а все остальное ко второму. Причем ресивер работает только на различные многоканальные эффекты. Можно замахнуться на мягкость и естественность звучания ламповых усилителей. Но не дай бог вам стать жертвой «самоделкиных», «домашних знатоков», бывших радиолюбителей, которые соберут вам «лампарь» на импортных лампах с бесконечной гарантией.

У именитых усилителей есть понятие уникальной схематики. Причем многие «аудиофилы» знают имена инженеров, которые разрабатывают схемы в тех или иных фирмах-производителях. Среди них есть знаменитости, разработавшие какую-либо топ-модель. Даже радиоэлектронные элементы схемы усилителя могут иметь свою популярность! А регулятор громкости в хорошем усилителе может стоить дороже бюджетного ресивера. Задумайтесь, люди создают очень дорогую аппаратуру, значит — есть разница.

Любая электроника очень чувствительна к качеству питания. Используя специальные сетевые провода или фильтры, можно улучшить систему. Некоторые устройства требуют заземления, которое в старых советских постройках отсутствует. И не надо думать, что если вы установили дома евро розетку, то зажили по-европейски. Один увлеченный человек за окном квартиры на первом этаже закапывал 3-х метровую арматуру в землю — вот это ход! Кроме функций защиты, заземление берет на себя различные наводки, помехи и т.п. Фильтрация сетевого напряжения, получение стабильной частоты сети и ровной синусоиды может существенно отразится на звучании вашего комплекта.

Если вы обзавелись более-менее претензионной электроникой, не вздумайте поставить ее на шкаф, тумбочку или просто на пол. Вы должны решить вопрос акустической развязки. Колебания, проходя по полу, мебели, оказывают влияние на каждый элемент ваших устройств. Для избегания этих воздействий применяются специальные стойки под аппаратуру, которые производятся из специальных материалов и, как вариант, устанавливаются на специальных шипах, для развязки с полом. В острие шипа создается зона высокого давления, которую трудно преодолеть колебаниям. Если вы используете не специализированную стойку, хотя бы приобретите шипы для проигрывателя и усилителя. И не стоит их вытачивать на токарном станке самостоятельно. Вспомните про материалы и схематику.

Итак, сама «мадам акустика», капризная штучка, скажу я вам. Выбор ее в высшей степени индивидуален. И здесь два комплекта одной ценовой категории могут звучать абсолютно различно. Вам повезло, если в вашем городе есть салон, в который можно прийти со своим диском (знакомым по звучанию) и перед покупкой прослушать разные комплекты. Если нет, попробуем разобраться. В погоне за мощностью, не стоит выбирать крупные напольные системы для маленьких комнат. Такую акустику, например, выпускают американцы для больших помещений в собственных домах. В небольшой комнате крупная напольная акустика может создавать «микрофонный эффект», ощущение звука из глубины пещеры. Комплект именитой полочной акустики для небольшого помещения может быть оптимален. И не стоит бояться, что такой маленький корпус или небольшой диаметр динамика может создать большое звуковое давление.

При покупке, учитывайте, что полочная акустика звучит только на правильных акустических стойках, стоимость которых соизмерима с ценой самой акустики. Если вас убедили приобрести хорошие «полочники», но вы установили их на табуретки — это провал. Акустика поет не навстречу обозревателю, а по всему объему. Поэтому схематика и материал корпуса и самих диффузоров динамиков задают тон картине звука. И искушенный слушатель легко отличает характер звучания того или иного материала. Это бесполезно доказывать с точки зрения физики, логики, это можно только почувствовать.

Помните, что можно приобрести очень дорогой комплект и остаться разочарованным. Какой выход, как свести риск к минимуму? Прослушивания, отзывы, форумы, статьи и просто мнения, лишенные излишней рекламы. И не стоит обижать медведей, обвиняя их в нападении на ваши уши. Нужно просто захотеть, и вы начнете слышать, нужно чаще слушать и вы начнете улавливать разницу. И тогда пред вами откроется сцена, вы ощутите воздух и начнете получать настоящее удовольствие от прослушивания музыки.

Акустические системы, Комплекты акустики