Автомагнитола: возьмите музыку в дорогу

Амбиции превыше всего

Автомагнитола – вещь статусная. А это значит, что при ее покупке обычная логика и здравый смысл действуют далеко не всегда. Никого, пожалуй, не удивит дорогая магнитола престижной марки в салоне, скажем, респектабельного BMW X5. Но попробуйте заглянуть, к примеру, внутрь видавшей виды вазовской «классики». Как ни странно, но очень часто там можно обнаружить весьма приличный «аппарат», пусть и не очень вяжущийся с внешним обликом машины.

Всё дело в русском менталитете: при оснащении автомобиля аудиосистемой среднестатистический отечественный автовладелец запросто может сэкономить на динамиках («возьму подешевле, их же всё равно не видно»), но магнитола – это святое, ведь она устанавливается в самом центре салона, а значит просто обязана свидетельствовать о благополучии хозяина. 

Цена вопроса

Купить автомагнитолу (новую и с гарантией) можно имея в кармане сумму в пределах 1 тысячи рублей. Да, это наверняка будет малоизвестная китайская марка (т.е. вместо надписи Kenwood или Clarion на передней панели будет написано что-то другое). Да, там не будет проигрывателя дисков (вспомните, впрочем, когда вы в последний раз слушали музыку на диске?). Зато там будет радиоприемник с цифровым тюнером и разъем USB для проигрывания MP3-файлов, записанных на флэшку. Словом, это тот самый практичный минимализм, способный удовлетворить потребности 90% российских автолюбителей.

Однако, как показывает практика, среднестатистическому автолюбителю этого мало. Ему важен внешний вид магнитолы, престижность марки, наличие множества функций, даже если большинством из них он пользоваться явно не будет. Тем более что выходной мощности всем этим недорогим магнитолкам явно не хватает.

Средний класс

В ценовой категории от 1 тысячи рублей и выше выбор чрезвычайно велик. Здесь магнитолы, как правило, уже оборудованы CD-дисководом. Помимо традиционного формата MP3 могут воспроизводиться и менее распространенные AAC, WMA и др. В некоторых моделях на передней панели может присутствовать гнездо AUX (входной «мини-джек», позволяющий магнитоле работать в качестве усилителя от внешнего сигнала, скажем, от MP3-проигрывателя).

Почти все производители стараются оборудовать магнитолы USB-разъемом. Помимо очевидного удобства для пользователя в российских условиях это еще и продляет магнитоле срок эксплуатации. Не секрет, что рано или поздно, через год, два или три, но лазерная головка проигрывателя компакт-дисков обязательно загрязнится, и диски начнут «прыгать» и «заикаться». Вопреки расхожему мнению чистящие диски проблему не решат, а скорее окончательно выведут магнитолу из строя. Чистку головки нужно проводить в сервисном центре, а это требует дополнительных финансовых затрат. При наличии USB-разъема эти недостатки становятся некритичными – если скачет диск, то можно запустить музыку с флэшки.

Вообще, чем больше в магнитоле технических «наворотов», тем она дороже. Магнитола может быть оборудована инфракрасным портом и управляться дистанционно с помощью пульта. Причем далеко не всегда пульт предлагается в комплекте с магнитолой, иногда его нужно приобретать отдельно. В ряде случаев магнитола бывает оснащена технологией Bluetooth, позволяющей установить беспроводную связь, скажем, между мобильным телефоном и аудиосистемой автомобиля.

Красота требует жертв

Но не только современные технологии влияют на конечную цену. Чаще всего дорогие (от 5 тыс. руб.) модели имеют еще и весьма эффектный внешний вид. Если вы видите на дисплее магнитолы красивую анимированную заставку – мчащуюся по автостраде машину или прыгающего в волнах дельфина – будьте уверены, ценник этой красоте полностью соответствует. Вообще, чем большим количеством цветов переливается дисплей магнитолы, тем большую сумму оставит на кассе ее покупатель.

Играет роль и престижность марки. Скажем, даже «младшие» модели популярной марки Alpine стоят обычно не дешевле 4 тыс. руб. За ту же цену фирмы поскромнее (скажем, Soundmax или Supra) предлагают свои «топовые» модели с куда более широким спектром функций.

Но в любом случае, вся поставляемая к нам автомобильная аудиотехника независимо от названия производителя сделана в странах Юго-Восточной Азии. Это касается даже таких советских марок, как «Урал» и «Яуза» (автолюбители со стажем их наверняка помнят), которые ныне собираются в КНР.

DVD и другие

Магнитолы, способные воспроизводить видео, стоят недорого – от 2 тыс. руб. Правда, в этом случае вам придется покупать еще и экран, на котором это видео можно будет смотреть. Продаются и магнитолы со встроенным в переднюю панель экраном (от 4 тыс. руб.), но в большинстве случаев разглядеть хоть что-нибудь на 3,5 дюймах можно лишь во время остановок. Поэтому практически все подобные магнитолы оборудованы видеовыходом для подключения дополнительного экрана.

Имеет смысл обращать внимание не только на воспроизводимые видеоформаты, но и на наличие или отсутствие встроенного ТВ-тюнера. Следует лишь помнить, что для уверенного приема телевизионного сигнала наверняка придется устанавливать специальную антенну.

Ну и при самостоятельной установке магнитолы не надо забывать о проводе c маркировкой «parking brake». По замыслу производителей он должен быть соединен с ручным тормозом, чтобы отключать изображение, как только машина трогается с места (безопасность превыше всего!). Однако в наших условиях автолюбители попросту замыкают этот провод на корпус магнитолы и наслаждаются просмотром любимых фильмов, не снижая скорости.

Альтернативный вариант

Одним из самых популярных гаджетов у российских автолюбителей в течение последних лет остается т.н. FM-трансмиттер (его иногда называют еще FM-модулятором). Этот малогабаритный прибор подключается к автомобильному прикуривателю. Непосредственно в трансмиттер вставляется карта памяти. Прибор воспроизводит записанные на флэшке звуковые файлы, преобразует их в радиосигнал и транслирует в радиусе нескольких метров на заданной частоте в FM-диапазоне. Принимающее устройство – магнитола в салоне автомобиля.

Подобным способом российские автолюбители «апгрейдили» устаревшие либо не полностью исправные автомагнитолы, экономя деньги на покупку новой аппаратуры. За последние годы цены на трансмиттеры заметно упали. Сейчас в крупных магазинах, торгующих электроникой, стоимость трансмиттеров в зависимости от модели колеблется обычно от 600 до 2000 рублей. В мелких торговых точках цена на аналогичные приборы редко превышает 300-400 рублей. Но дешевле всего заказывать трансмиттеры в китайских интернет-магазинах (многие предприниматели, торгующие автомобильной «мелочевкой» именно там и закупаются). Там можно найти модели по 100-200 рублей и даже дешевле, причем функционально они вряд ли уступят моделям, продающимся в наших магазинах. 

Полезные рекомендации

— Желательно при покупке видеть перед собой включенную магнитолу. Покрутите ручки, понажимайте кнопки, представьте, насколько удобно будет пользоваться ими при езде. Интерфейс магнитолы должен быть прост и понятен лично вам.

— Практически все современные автомагнитолы имеют съемную переднюю панель. Не поленитесь и попробуйте снять, а затем поставить панель на место. Причем проделайте это одной рукой. На хороших магнитолах эта операция требует минимальных эргономических затрат – панель «сама» нащупывает пазы и без особых усилий занимает штатное место.

— Не всегда стоит слепо верить словам продавца (он может оказаться недостаточно опытным). Часть информации (например, воспроизводимые форматы аудио-видео) почти всегда отображена на панели самой магнитолы. Основные функции и технические характеристики перечислены на коробке. Ну и по закону к магнитоле должна обязательно прилагаться инструкция на русском языке.

— Если имеется разъем USB, не поленитесь заглянуть в инструкцию и поинтересоваться, с флэш-картами какого максимального объема может работать данная магнитола? Если же вдобавок магнитола воспроизводит DVD-диски, то совсем не лишним будет узнать, способна ли она воспринимать потоковое видео с флэшки?

— Особое внимание обратите на адаптированность магнитолы к российскому рынку. В идеале в меню магнитолы должен присутствовать русский язык. Согласитесь, что гораздо удобнее, когда на дисплее отображается русские буквы с названием проигрываемого трека вместо непонятных звездочек и «иероглифов».

Автомагнитолы