Согласно Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей» (далее Закон), потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
Основные требования потребителя в отношении непродовольственных товаров, сроки их предъявления и реализации
Требования потребителя | Сроки предъявления требования продавцу | Срока реализации продавцом требования потребителя |
Обмен/возврат доброкачественного товара | 14 дней со дня приобретения товара | Незамедлительно, максимальный срок не может превышать 7 дней (статья 28 закона) |
По некачественному товару: | 2 года со дня приобретения товара, если гарантийные сроки более 2 лет – в течение гарантийных сроков. для сезонных товаров с 1 апреля – весенне-летний ассортимент и с 1 октября – осенне-зимний ассортимент, для сезонной обуви: для зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая Внимание! Если в сезонном товаре в ходе его использования обнаружены недостатки до наступления соответствующего сезона, гарантийный срок исчисляется со дня начала использования такого товара, заявленного потребителем. | |
ремонт | До 14 дней (пункт 1 статья 22 Закона) | |
замена | Незамедлительно, в случае проверки качества до 14 дней. в случае отсутствия товара на момент обращения потребителя – 1 месяц (пункт 1 статьи 22 Закона) | |
соразмерное уменьшение цены | Незамедлительно, а случае проверки качества – до 7 дней (пункт 1 статьи 25 Закона) | |
расторжение договора купли –продажи | Незамедлительно, в случае проверки качества – до 7 дней (пункт 1 статьи 25 Закона) | |
Предоставление товара из подменного фонда | в течение срока ремонта или замены товара | 3 дня (пункт 2 статьи 22, пункт 2 статьи 23 Закона) |
Расторжение договора купли-продажи ввиду непредоставления необходимой информации о товаре | в разумные сроки | Незамедлительно (статья 16 Закона) |
О возмещении убытков, причиненных в связи с недостатками товара и (или) расторжением договора | в разумные сроки | Незамедлительно, максимальный срок 7 дней со дня подтверждения потребителем размера убытка (пункт 2 статьи 25 Закона) |
Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества (статья 20 Закона)
Требования потребителя | Основания | |
Продавец | 1. замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; 2. соразмерное уменьшение покупной цены товара. 3. незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара; 4. возмещение расходов по устранению недостатков товара 5. расторжение договора розничной купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы. | Потребителю продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом. |
Изготовитель | 1.замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; 2. незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара; 3. возмещение расходов по устранению недостатков товара; 4. возврат уплаченной за товар денежной суммы. | Потребителю продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом. |
Поставщик Представитель | 1.замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; 2.незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара; 3. возмещение расходов по устранению недостатков товара. При невыполнении поставщиком, представителем указанных требований потребитель вправе: возвратить товар ненадлежащего качества соответственно поставщику, представителю и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. | Потребителю продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом. + в случае экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя); приостановления или прекращения его деятельности; отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) места нахождения или места жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь |
Ремонтная организация | Незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара. | Потребителю продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом. |
Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества(статья 28 Закона)
Обмену и возврату подлежат только непродовольственные товары.
Обменять и возвратить товар надлежащего качества возможно в течение 14 дней. Условия, при которых удовлетворяется требования о возврате либо обмене товара надлежащего качества:
— товар не был в употреблении
— сохранены его потребительские свойства
— имеются доказательства приобретения у данного продавца
— не подпадают под перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Требования потребителя подлежат удовлетворению незамедлительно. Максимальный срок – 7 дней.
Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества (п.1-2 ст.27 Закона)
1. На товар аналогичной модели (марки, типа, артикула) перерасчет цены товара не производится
2. На такой же товар другой модели (марки, типа артикула и др.):
— если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в цене;
— если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, потребителю выплачивается разница в цене.
Более детально ознакомится с Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей» можно на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
Каковы действия потребителя, если ему продан товар ненадлежащего качества?
Первоначально необходимо обратиться к продавцу, у которого был приобретен товар. Не исключена возможность и того, что продавец (изготовитель) товара дорожит своей репутацией, и все ваши проблемы будут решены по устному заявлению. Если же продавец (изготовитель) не торопится решить ваш вопрос лучше всего все свои требования изложить письменно в видепретензии. Претензия должна содержать:
— наименование организации, индивидуального предпринимателя, которым направляется претензия;
— фамилия, имя, отчество гражданина, данные о месте жительства;
— изложение сути претензии (когда, где и что было вами приобретено; по какой цене; чем вы это можете подтвердить; недостатки товара);
— требования, предъявляемые продавцу (изготовителю). Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; бесплатного ремонта, возмещения расходов по ремонту; возврата денег за некачественный товар. Потребитель сам выбирает требование, которое он вправе предъявить продавцу (изготовителю). Кроме того, согласно Закону потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества;
— дата, подпись.
Отзывы о работе продавца можно оставить на странице магазина. Иные обращения потребителей, а также в случае, если продавец отказывается принимать претензию потребителя о работе магазина, передать ее продавцу можно, отправив на email.