О защите прав потребителей

Согласно Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей» (далее Закон), потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Основные требования потребителя в отношении непродовольственных товаров, сроки их предъявления и реализации

Требования потребителя

Сроки предъявления требования продавцу

Срока реализации продавцом требования потребителя

Обмен/возврат доброкачественного товара

14 дней со дня приобретения товара

Незамедлительно, максимальный срок не может превышать 7 дней (статья 28 закона)

По некачественному товару:

2 года со дня приобретения товара, если гарантийные сроки более 2 лет – в течение гарантийных сроков.

для сезонных товаров с 1 апреля – весенне-летний ассортимент и с 1 октября – осенне-зимний ассортимент,

для сезонной обуви: для зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая

Внимание!

Если в сезонном товаре в ходе его использования обнаружены недостатки до наступления соответствующего сезона, гарантийный срок исчисляется со дня начала использования такого товара, заявленного потребителем.

ремонт

До 14 дней (пункт 1 статья 22 Закона)

замена

Незамедлительно, в случае проверки качества до 14 дней.

в случае отсутствия товара на момент обращения потребителя – 1 месяц (пункт 1 статьи 22 Закона)

соразмерное уменьшение цены

Незамедлительно, а случае проверки качества – до 7 дней (пункт 1 статьи 25 Закона)

расторжение договора купли –продажи

Незамедлительно, в случае проверки качества – до 7 дней (пункт 1 статьи 25 Закона)

Предоставление товара из подменного фонда

в течение срока ремонта или замены товара

3 дня (пункт 2 статьи 22, пункт 2 статьи 23 Закона)

Расторжение договора купли-продажи ввиду непредоставления необходимой информации о товаре

в разумные сроки

Незамедлительно (статья 16 Закона)

О возмещении убытков, причиненных в связи с недостатками товара и (или) расторжением договора

в разумные сроки

Незамедлительно, максимальный срок 7 дней со дня подтверждения потребителем размера убытка (пункт 2 статьи 25 Закона)

Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества (статья 20 Закона)

Требования потребителя

Основания

Продавец

1. замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

2. соразмерное уменьшение покупной цены товара.

3. незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара;

4. возмещение расходов по устранению недостатков товара

5. расторжение договора розничной купли-продажи и возврат уплаченной за товар денежной суммы.

Потребителю продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом.

Изготовитель

1.замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

2. незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара;

3. возмещение расходов по устранению недостатков товара;

4. возврат уплаченной за товар денежной суммы.

Потребителю продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом.

Поставщик

Представитель

1.замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

2.незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара;

3. возмещение расходов по устранению недостатков товара.

При невыполнении поставщиком, представителем указанных требований потребитель вправе:

возвратить товар ненадлежащего качества соответственно поставщику, представителю и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Потребителю продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом.

+ в случае

экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя);

приостановления или прекращения его деятельности;

отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе)

места нахождения или места жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь

Ремонтная организация

Незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара.

Потребителю продан товар ненадлежащего качества и его недостатки не были оговорены продавцом.

Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества(статья 28 Закона)

Обмену и возврату подлежат только непродовольственные товары.

Обменять и возвратить товар надлежащего качества возможно в течение 14 дней. Условия, при которых удовлетворяется требования о возврате либо обмене товара надлежащего качества:

— товар не был в употреблении

— сохранены его потребительские свойства

— имеются доказательства приобретения у данного продавца

— не подпадают под перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Требования потребителя подлежат удовлетворению незамедлительно. Максимальный срок – 7 дней.

Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества (п.1-2 ст.27 Закона)

1. На товар аналогичной модели (марки, типа, артикула) перерасчет цены товара не производится

2. На такой же товар другой модели (марки, типа артикула и др.):

— если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в цене;

— если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, потребителю выплачивается разница в цене.

Более детально ознакомится с Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей» можно на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Каковы действия потребителя, если ему продан товар ненадлежащего качества?

Первоначально необходимо обратиться к продавцу, у которого был приобретен товар. Не исключена возможность и того, что продавец (изготовитель) товара дорожит своей репутацией, и все ваши проблемы будут решены по устному заявлению. Если же продавец (изготовитель) не торопится решить ваш вопрос лучше всего все свои требования изложить письменно в видепретензии. Претензия должна содержать:

— наименование организации, индивидуального предпринимателя, которым направляется претензия;

— фамилия, имя, отчество гражданина, данные о месте жительства;

— изложение сути претензии (когда, где и что было вами приобретено; по какой цене; чем вы это можете подтвердить; недостатки товара);

— требования, предъявляемые продавцу (изготовителю). Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; бесплатного ремонта, возмещения расходов по ремонту; возврата денег за некачественный товар. Потребитель сам выбирает требование, которое он вправе предъявить продавцу (изготовителю). Кроме того, согласно Закону потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества;

— дата, подпись.

Отзывы о работе продавца можно оставить на странице магазина. Иные обращения потребителей, а также в случае, если продавец отказывается принимать претензию потребителя о работе магазина, передать ее продавцу можно, отправив на email.